Тушевская И.А.
|
(НАЧАЛО ХХ ВЕКА): АСПЕКТ ОТРАЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
Одной из эффективных форм реализации усилий библиографов в области детского чтения являются библиографические отделы и рубрики в журналах и газетах. Журнальная и газетная библиография традиционно решает не только информационные, но и методические, руководящие задачи, имеет ярко выраженную функцию практической помощи широким кругам библиотекарей. Размывание библиографической информации по страницам многочисленных периодических изданий усложняет ее использование, приводит к неизбежному субъективизму со стороны редакционных коллегий в соответствии с профилем издания. Профессиональная библиотечно-библиографическая печать устраняет указанные недостатки, концентрируя в информационно-библиографическом пространстве квалификационные характеристики, основанные на отраслевой системе аргументации. Актуальные и в наши дни библиографические материалы, посвященные вопросам детского чтения и детской книги, помещаемые на страницах профессиональных газет и журналов, особое значение имели в начале ХХ в. – в период формирования профессиональной когорты специалистов в области детского чтения, во время актуализации общественных дискуссий о содержании детского чтения, формах работы с детской книгой, о воспитании культуры чтения в детской аудитории. Задачу своевременного и, по возможности, объективного отражения общественного мнения и мнения специалистов по широкому спектру проблем детского чтения, формирования профессиональной культуры библиотекарей детских библиотек взял на себя журнал «Библиотекарь», издаваемый в Санкт-Петербурге с 1910 г. Уже в программной статье, предваряющей библиографические материалы на страницах «Библиотекаря», заложена ориентация на оказание конкретной методической помощи библиотекарям, работающим с реальным читателем и реальной книгой. С этой целью журнал «Библиотекарь» помещает раздел «Свод рецензий», охватывающий литературу различных типов и жанровых разновидностей. Примечательно, что на страницах ежеквартального журнала печатались рецензии (хоть и в сокращенном виде), опубликованные в различных периодических изданиях с широким привлечением развернутого цитирования. Такой прием по замыслу издателей должен был корректировать возможный субъективизм отдельных отзывов и рецензий разных журналов и газет и таким образом облегчать работу библиотекарей по формированию фондов детских библиотек лучшими книгами. Достоинством библиографического отдела журнала «Библиотекарь» являлось внимательное отношение к отражению специальной литературы по библиографии, библиотековедению и книговедению. Можно сказать, что «Библиотекарь» формировал профессиональное поле России начала ХХ в., знакомя широкие круги библиотечно-библиографической общественности с новинками специальной литературы, заставляя практиков повышать теоретический уровень библиографической и библиотечной работы. Именно на страницах «Библиотекаря» были помещены рецензионные материалы на библиографические труды Л.Б. Хавкиной, Б.Л. Модзалевского, Н.А. Малиновского, И.В. Владиславлева, Н.А. Рубакина, Н.Н. Коробки, Н.В. Чехова и других известных деятелей в области библиографии детской и юношеской литературы. Анализировались библиографические пособия, отражавшие: - учебную литературу по отдельным дисциплинам (например, Б.И. Бируков. Критический обзор пособий по географии. - Спб.); - детскую универсальную литературу (например, М. Лемке. Что читать детям до 15 лет. - Спб.); - методическую литературу (например, Л.Б. Хавкина. Руководство для небольших библиотек. - Спб.); - детскую литературу для домашнего чтения (например, И.В. Владиславлев. Что читать? - Спб.). На страницах журнала помещались актуальные для библиотечно-библиографической общественности материалы Первого Всероссийского съезда городских учителей по вопросам учительских библиотек, материалы Первого Библиотечного съезда и т.п. Заслугой издателей журнала «Библиотекарь» является также информирование педагогической, библиотечной и родительской аудитории о текущих периодических специализированных изданиях, посвященных детской литературе и детскому чтению. Развернутую характеристику получили библиографические специализированные журналы «Что и как читать детям» и «Новости детской литературы». Сравнительный обзор позволил подчеркнуть индивидуальность каждого из журналов, определил общие и специфические срезы в подаче библиографической информации, изложив в авторском варианте (сокращенном) редакционные статьи соответствующих журналов. Публиковались и материалы в помощь организации семейного детского чтения. Так, например, родителям предназначалась информация об остроумной книге К. Чуковского «Матерям о детских журналах». Особое внимание уделялось рецензированию детской литературы. Центральное место отводилось научно-познавательной литературе для детей (популярная биология, географическая библиотека, звездный мир, флора и фауна, география и этнография, исторические сочинения – вот приоритетные темы в детском чтении начала ХХ в., все они были отражены на страницах журнала «Библиотекарь»). Отдельным направлением библиографической работы журнала являлось отражение биографических материалов (рецензировались книги для детей о Бетховене, Пирогове и многих других). В целом внимание издателей журнала «Библиотекарь» привлекали научно-популярные издания для детей, научно-художественные книги, детская беллетристика. Совокупный потенциал библиографических рубрик журнала «Библиотекарь» представляется значительным не только в историческом аспекте, но и в развитии методического обеспечения библиотечно-библио-графической деятельности, в популяризации лучших детских книг, в деле повышения читательской культуры и активного продвижения к читателю блистательных образцов творчества библиографической элиты России. |